Главная » Словарные статьи » Педагогические термины

В категории статей: 49
Показано статей: 13-18
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 8 9 »


Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам





Понравился материал, поделитесь им со своими друзьями в любой социальной сети









Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Историческая справка

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

В то время университет представлял из себя братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.

Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.
[править] Сравнение позиций тьютора и учителя

Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех относительно самостоятельных пространствах — учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.

В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии.

Базовым процессом образовательной рефлексии выступает процесс самоопределения личности. «Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он „усвоил" в школе, но и обладающего готовностью… создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых не „срабатывают" знания и умения, полученные в школе. Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является рефлексия» (В. Г. Богин). Образовательная рефлексия — это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс — «тьютор».

Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс — учитель. Учитель (позиционно) — это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от «знаниевого» к «компетентностному» подходу, когда педагогической целью становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи» (А. Б. Воронцов). В этом подходе учитель — это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. То есть, по выражению В. В. Репкина, превращает ученика в учащегося.

Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта. Для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Позиция взрослого в этом пространстве — «социальный продюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.

Источник:Материал из Википедии
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2950 |Добавил: nadezhda | Дата: 23 Июнь 11 | Комментарии (0)

Мы уже писали о том, что когда задача излагается образно, в виде метафоры, рисунка, иероглифа, сознание воспринимает её легче и легче справляется с решением.А самым понятным для сознания образом будет нечто архетипическое, глубинное, понятное всем культурам во все времена.

 Один из таких вечных и древних архетипов – архетип Дерева. Мировое Древо – это самый старый и универсальный символ, которым можно охватить, описать практически всё, что есть во Вселенной. Поэтому неудивительно, что многие креативные техники работают с образом Древа, используя его по-всякому.

Итак, сейчас мы будем строить (и разрушать!) дерево Проблем. Вот, алгоритм Ваших действий, при условии, что Вы «счастливый» обладатель проблемы, которую не знаете с какого боку начинать решать. Итак, Подготовительный этап, этап слов

Шаг Первый. Представьте свою Проблему в виде Задачи, которую просто нужно решить, в рабочем порядке. (так снимается «важность», другими словами, истерика).

 Шаг Второй. Продумайте и выпишите отдельным списком – список обстоятельств, мешающих выполнению задуманного. То, что нужно преодолеть.

Шаг третий.
Ранжируйте, классифицируйте эти препятствия в порядке убывания (или возрастания!) сложности… как хотите, главное, привнесите систему в Ваш «список жалоб». Переходим непосредственно к рисунку Дерева

 Шаг первый. Рисуем ствол дерева – две «рельсы»-линии, внутрь которых вписываем название своей проблемы (как на приблизительных схемах проезда пишут название улицы или проспекта).

Шаг второй.
Рисуем горизонтальные линии – это ветви нашего дерева. В каждой ветке пишем препятствия (по одному препятствию на одну ветку!). На нижних ветках – самые лёгкие препятствия, на высоких – самые сложные. Представьте себе, что Вы – дровосек. Дровосеку всегда сложно обрубить ветви, которые расположены выше его роста, не правда ли?

Шаг третий.
Делаем из этого схематичного рисунка – рисунок красивый (дорисовываем детальки), чтобы все видели, что перед ними, действительно – дерево. Здесь как нигде важно это правдоподобие, иначе пользы от такой древней и весьма архетипичной модели будет ноль. Ваше образное правополушарное мышление требует «красивых картинок», так дайте же их ему. Так Вам будет гораздо легче вжиться в роль дровосека с остро заточенным топором.

Всё, что Вам осталось теперь – это повесить плод своих трудов в рамочку, (но не под стекло!) и каждый день созерцать это произведение искусства. По мере того, как Вы будете решать одну проблему за другой, Вы будете «отсекать» ветви с рисунка, пока не «порешите» их все. Это звучит неправдоподобно, но такая техника очень быстро приводит людей, ей овладевших, к решению проблемы. И дело тут не в архетипе дерева, просто когда кто-либо начинает думать, особенно подключая образное мышление, его задачи решаются быстрее и легче, чем у других.
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 3178 |Добавил: nadezhda | Дата: 28 Январь 11 | Комментарии (0)

Другие названия метода: "Причинно-следственная диаграмма" ("рыбий скелет")

Автор метода: К. Исикава (Япония), 1952 г.
Назначение метода

Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы - инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению фактических причин возникновения проблем.
Цель метода

Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.
Суть метода

Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению возникающих проблем.

Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.
План действий

В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:

    * сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
    * группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
    * ранжирование их внутри каждого блока;
    * анализ получившейся картины.

Особенности метода

Причинно-следственная диаграмма ("рыбий скелет")

Гистограмма
Общие правила построения

   1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
   2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка - "хребет" (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют "рыбьим скелетом").
   3. Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, - "большие кости". Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с "хребтом".
   4. Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины ("большие кости"), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде "средних костей", примыкающих к "большим". Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде "мелких костей", примыкающих к "средним", и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
   5. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
   6. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
   7. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

Дополнительная информация:


    * Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
    * Задавая при анализе каждой причины вопрос "почему?", можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).
    * Способ взглянуть на логику в направлении "почему?" состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.

Достоинства метода

Диаграмма Исикавы позволяет:

    * стимулировать творческое мышление;
    * представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.

Недостатки метода

    * Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
    * Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

Ожидаемый результат

Получение информации, необходимой для принятия управляющих решений.

А.М. Кузьмин
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 6716 |Добавил: nadezhda | Дата: 28 Январь 11 | Комментарии (0)

Бу́ллинг — задира́ние (тра́вля, от англ. bully - задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного члена сообщества другими (особенно среди школьников и студентов).
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 3063 |Добавил: nadezhda | Дата: 15 Март 10 | Комментарии (0)

Мультимедиа (англ. multimedia, от тиlti - много и media -средство) - собирательное понятие, обозначающее многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэф-фектов под управлением интерактивного (совместного) программного обеспечения, то есть эффективного информационного взаимодействия.
Современному педагогу все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему электронных средств обучения.Можно указать, по крайней мере, на три важных причины, требующих от учителя адекватного подхода к обучению в условиях информационного общества:

Во-первых, изменилось время, общество и визуальная среда, в которой растёт дошкольник. Он приходит в школу и, независимо от места проживания, ему требуется не только аудиальный и статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный. Иначе - скучно, иначе он успевает воспринять и отключиться. Он думает быстрее, чем предполагает традиционное (классическое) преподавание (выделения здесь и далее мои. - Г. А.).

Вторая причина вытекает из первой: если скорость реакций ученика при восприятии растет и в традиционном уроке не всегда подчинена управлению учителем, значит, необходимо предусмотреть возможность «ведения» ученика самими мульти-медиасредствами.

Третья причина связана с осознанием, что в информационном пространстве, прежде всего, растет объем информации. Ученик не может справиться с нарастающим линейным потоком данных. ГОСы 2004 года должны были решить эту проблему введением концентра и построением индивидуального контента ученика. Именно мультимедийные технологии позволяют это реализовывать
(Л. В. Кочегарова).


Аствацатуров, Г. О.А91        
Дизайн мультимедийного урока: методика,
технологические приемы, фрагменты уроков /

Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук.
- Волгоград: Учитель, 2009. - 1 3 3 с. ISBN 978-5-7057-2029-3
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 1819 |Добавил: nadezhda | Дата: 10 Март 10 | Комментарии (0)

Социальное партнерство (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 1614 |Добавил: nadezhda | Дата: 06 Февраль 10 | Комментарии (0)




1-6 7-12 13-18 19-24 25-30 ... 43-48 49-49

Педагогический марафон
Педчтения

Категории
Педагогические термины [49]
Все что может и должно быть в записной книжке молодого педагога.
Интернет-термины [37]
Краткий путеводитель по главным интернет-терминам.
Разное [12]
Статистика
Орфография

Система Orphus